Каталог
Меню
Каталог
Меню
Каталог

Регулировка клапанов двигателей ЯМЗ-238

Отечественный ДВС марки ЯМЗ-238 нуждается в периодической регулировке клапанов. Такие работы проводятся, если мотор функционирует со сбоями в силу увеличения между деталями газораспределительного механизма зазоров. Вмешательство специалиста требуется примерно через 10-20 тысяч километров пробега, что четко прописано в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Или же в случае поломки силовой установки, которая может заключаться в износе деталей мотора, в проседании гильз, протечке охладителя, повреждении прокладок и т. д.

Для восстановления работоспособности ДВС сначала демонтируется ГБЦ, после чего восстанавливаются коромысла и сменяются уплотнители, а завершает ремонт регулирование тепловых зазоров с последующей проверкой качества выполненных работ.

Для опытных специалистов подобная регулировка не является сверхзадачей. Но для человека, не имеющего нужного опыта и знаний, это может стать настоящей проблемой. По этой причине далее приведено подробное описание, как процесса регулирования клапанов, так и порядка работы цилиндров дизельного двигателя ЯМЗ-238, производимого в Российской Федерации на мощностях Ярославского моторного завода.

Функционирование ДВС

В моторе российского производства ЯМЗ-238 цилиндры работают в следующем порядке:

1 – 5 – 4 – 2 – 6 – 3 – 7 – 8

Данный принцип функционирования типичен для всех современных 8-цилиндровых моторов с V-образной архитектурой, как российского, так и иностранного производства.

Данная схема указывает, что поршень 1-го цилиндра в момент сжатия подходит в ВМТ. Далее происходит впрыск горючего в его камеру сгорания при закрытых клапанах. В данный момент и следует осуществлять регулировку клапанов первого цилиндра, разумеется, при неработающем силовом агрегате авто.

Следом за первым активируется пятый цилиндр мотора. Когда его поршень подходит к ВМТ, осуществляется подача горючего, которая приводит к закрытию клапанов. В данном положении регулируются тепловые зазоры 5-го цилиндра. Логично, что следующими по аналогичной схеме, являются 4-й, 2-й, 6-й, 3-й, 7-й и 8-й, цилиндры, соответственно. Это означает, что для полного восстановления мотора потребуется 8 раз подводить поршень разных цилиндров к мертвой точке его верхнего положения.

Владельцу транспортного средства также следует изучить схему расположения цилиндров в рассматриваемой силовой установке. Выглядит она следующим образом.

Рассположение цилиндров в двигателе ЯМЗ-238

Расположение цилиндров в двигателе ЯМЗ-238

Установка поршня 1-го цилиндра

Наиболее важным этапом регулировки клапанов является установка поршня первого цилиндра в позицию высшей мертвой точки в момент сжатия топливной смеси. Это означает, что необходимо точно определить положение поршня, когда можно осуществить корректную регулировку клапанов.

Сделать это не сложно. Для получения искомого результата необходимо совместить метки, которые находятся на ТНВД. Как только такое совмещение достигнуто, можно начинать работу, даже несмотря на тот факт, что поршень не будет расположен точно в ВМТ. Его позиционирование по факту окажется ниже на угол опережения зажигания, что не повлияет на процесс регулирования, поскольку клапаны останутся закрытыми.

Специальные метки нанесены и на коленчатый вал. При их корректном выставлении можно добиться, чтобы поршень занял идеальное положение. Однако коленвал проворачивается на пару оборотов, тогда как ТНВД делает лишь один оборот за законченный цикл работы мотора. По этой причине специалисты рекомендуют ориентироваться на метки ТНВД, а если он демонтирован, то на сами клапана.

Когда в цилиндре происходит сжатие ВТС, а поршень достигает верхней МТ, впускной клапан закрывается, а выпускной уже находится в закрытом положении. Если продолжить вращать коленчатый вал, то закроются все клапаны, а коромысла станут неподвижными. Именно это положение является оптимальным для регулировки зазоров 1-го цилиндра. Поэтому работы по корректировке зазоров рекомендуется проводить именно при данном позиционировании поршня. Это справедливо для всех восьми цилиндров силового агрегата грузовика.

Проворачивание коленчатого вала

Выполняя работу самостоятельно, нужно знать, как, насколько и в какую сторону следует повернуть коленвал, чтобы приступить ко второму этапу – регулированию клапанов 5-го цилиндра. Выше упоминалось, что за полный цикл коленчатый вал проворачивается дважды (на 720 градусов). Поскольку в ДВС всего восемь цилиндров, то для установки пятого поршня в нужное положение нужен поворот коленвала на 90 градусов или четверть оборота. Решить вопрос можно посредством меток на шкиве, нанесенных мелом. Сам шкив следует поделить метками на 4 равных части.

В данном случае не нужна абсолютная точность. А разметка позволит переходить от одного цилиндра к другому с шагом в 90 градусов. Сам коленчатый вал следует поворачивать по часовой стрелке, смотря на силовой агрегат спереди.

Альтернативным и более удобным решение является обращение к руководству по эксплуатации ДВС. Согласно регламенту производителя, первый поршень нужно выставить в ВМТ в момент сжатия так, как описано выше. После этого осуществляется регулирование клапанных зазоров 1-го цилиндра.

Чтобы перейти к 5-му цилиндру, следует проворачивать коленвал, пока не закроется впускной клапан, а коромысло не станет неподвижным. После этого вал поворачивается еще немного, что позволяет убедиться в закрытии всех клапанов 5-го цилиндра, а далее следует регулировка зазоров.

По этому методу вы проворачиваете коленвал примерно на 90 градусов. Аналогичным образом можно перейти ко всем прочим позициям регулирования клапанов, вплоть до восьмого цилиндра. Многим может показаться, что данный способ недостаточно точен, однако этого достаточно для качественного выполнения поставленной задачи. Помимо того, это весьма практично и удобно, поскольку не нужно забираться под автомобиль для установки меток. Здесь важно лишь корректно совместить метки ТНВД в самом начале.

Маховик коленвала

Для проворачивания коленчатого вала можно использовать вороток. Этот инструмент вставляется в отверстия на торцах маховика, которые разделяют его на равные сектора с углом в 30 градусов. Такое деление очень удобно для тех, кто занимается регулировкой зазоров, поскольку проворот на три отверстия соответствует повороту вала на полные 90 градусов.

После установки первого поршня в положение для регулировки и выполнения работы, следующее рабочее положение коленвала достигается за счет его проворота ровно на три отверстия маховика, что обеспечит угол в 90 градусов. Для следующих цилиндров операция повторяется.

Все три упомянутых метода установки поршня в нужное положение позволяет осуществлять регулирование тепловых зазоров отдельно в каждом цилиндре. Для выполнения поставленной задачи владельцу машины нужно знать лишь порядок работы цилиндров силового агрегата ЯМЗ 238. Однако профессиональные механики чаще используют альтернативный метод регулирования зазоров.

Регулировка за 2 оборота коленвала

Эта методика предполагает следующие операции. Сначала выставляется первый поршень, как и во всех предыдущих способах. Разница заключается в том, что его положение должно быть максимально точным, а потому выставление осуществляется по меткам коленчатого вала. Для начала совмещаются отметки топливного насоса, после этого метка шкива устанавливается в позицию «0», обозначенную на передней крышке. Далее осуществляется регулирование клапанов, для чего используется следующая схема.

Регулировка клапанов ЯМЗ за 2 оборота коленвала (1)

Следующим этапом является проворот коленвала на 360 градусов и выставление меток в положение «0», с последующей регулировкой клапанов, указанных на следующей схеме.

Регулировка клапанов ЯМЗ за 2 оборота коленвала (2)

Данная методика выполнения поставленной задачи позволяет существенно сократить время выполнения работ. Её минусом можно назвать лишь первоначальное точное выставление поршня. Помимо того нужно запомнить или иметь под рукой указанные схемы. Поэтому этот метод редко используют новички. Он больше подходит опытным специалистам, которые проделывают регулирование тепловых зазоров практически на автомате.

Клапанные зазоры

Регулирование клапанов на ДВС марки ЯМЗ-238 предусматривает восстановление регламентированных зазоров на уровне 0,25-0,3 миллиметра. Нужно понимать тот факт, что все клапана двигателя характеризуются одинаковым зазором. При использовании 0,25-миллиметрового щупа, никакого усилия при его прохождении между шейкой клапана и коромыслом быть не должно. Щуп должен двигаться свободно. Если используется 0,3-миллиметровый инструмент, тогда щуп проходит с усилием.

По завершении всех работ специалисты рекомендуют запустить ДВС до установки клапанных крышек. Так можно проверить качество выполненной работы. После этого проверяются все магистрали подачи горючего на наличие течи. Если таковые имеют место, то их устраняют, после чего монтируются крышки клапанов.

Вернуться к списку статей
Получить консультацию
У нас большой опыт по подбору запчастей, и мы с радостью поможем вам найти нужную деталь, даже если вы не знаете ее артикул
Векшина Ольга Игоревна
Руководитель отдела продаж

Отправляя форму вы подтверждаете согласие с политикой обработки персональных данных.